Меню

меню

Детская эпилепсия

Часто эпилепсия начинается в детском возрасте и вносит существенные изменения в жизнь ребёнка. Болезнь не должна лишать ребёнка детства, а родители, родственники и сотрудники тех учреждений, куда ходит ребёнок, должны быть проинформированы об особенностях заболевания.

Общая информация

Эпилепсия – это неврологическое заболевание, которое обнаруживается у 0,5 – 1% детей1. Такая распространённость болезни привела к тому, что она оказалась в центре внимания врачей и учёных. Эпилепсия широко изучается в лабораториях, а методы лечения болезни оказываются хорошо известны многим специалистам. Несмотря на это, существуют люди, для которых встреча с человеком, страдающим эпилепсией, знакомство с ней, оказываются драматическим событием.

Мы говорим о пациенте и его близких. В случае детской эпилепсии на месте пациента оказывается ребёнок, а ответственность за лечение маленького человека и его здоровье ложится на родителей. Родители и другие близкие оказываются в сложном положении, когда есть много вопросов, сомнений и тревог. Хорошей помощью в такой сложной ситуации будет понятная и достоверная информация о том, что происходит с ребёнком. Чем больше мы понимаем, что случилось, чем больше мы разбираемся в проблеме, тем больше у нас сил справиться с ней.

Мозг человека является сложной структурой из нервных клеток – нейронов. Формируя отдельные части головного мозга, нейроны управляют нашим телом, воспринимают информацию извне и от нашего тела, а также дают нам возможности думать и чувствовать различные эмоции. Эти процессы способны нормально протекать при определённом балансе возбуждающей и тормозящей систем головного мозга4.

Наш мозг можно представить в виде скопления электрических генераторов-клеток. Сигнал от них может передаваться на другие клетки, благодаря «проводам» - отросткам нервных клеток, которые называют аксонами. Если влияние тормозящей системы мозга будет чересчур сильным, то электрические сигналы в головном мозге будут передаваться хуже: мышление и движения будут замедленными. Похожее состояние мы можем наблюдать, когда человек выпьет достаточное количество алкоголя5.

Эпилепсию вызывает нарушение рабочего равновесия между тормозящей и возбуждающей системами. Возбуждающая система становится слишком активной, из-за чего формируется стойкий очаг избыточной электрической активности. Тормозящая система при эпилепсии теряет способность подавить её или помешать дальнейшему распространению электрического заряда по головному мозгу. При этом «бессилии» тормозящей системы и развивается приступ эпилепсии. Важно отметить, что даже в период между приступами на электроэнцефалограмме врачи могут обнаружить специфические изменения в электрической активности головного мозга.

Классификация детской эпилепсии

Для классификации эпилепсии в детском возрасте используется тот же подход, что и для взрослых, страдающих этим расстройством2. Эпилепсию у детей разделяют на:

  • симптоматическую;
  • идиопатическую;
  • криптогенную.

Симптоматическая эпилепсия – это приступы, которые возникают вследствие воздействия конкретных причин. Например, про симптоматическую эпилепсию у ребёнка можно говорить, если приступы появились после травмы головного мозга или перенесенной инфекции.

Случаи идиопатических эпилепсий объединяет то, что в возникновении симптомов болезни большую роль играют генетические факторы. В каком-то смысле идиопатические эпилепсии у детей – это врождённое состояние, которое не выявляется до определённого времени. Болезнь «спит» внутри нервной системы ребёнка.

К криптогенным эпилепсиям относят те случаи болезни, при которых не удаётся обнаружить причину развития приступов. Более подробное описание типов и признаков эпилепсий детского возраста можно найти в разделе «Классификация детской эпилепсии».

Причины развития детской эпилепсии

Для лучшего понимания того, чем является эпилепсия у детей, нужно разобраться с причинами возникновения заболевания. Когда речь идёт о симптоматических эпилепсиях, то этот вопрос более или менее ясен. Под воздействием определённых факторов меняется работа мозга: травма и её последствия могут изменить нормальную активность нервных клеток в месте удара, и они перестанут полноценно выполнять свою функцию. В случае идиопатических эпилепсий патологический процесс оказывается сложнее. В ряде случаев в него вовлечены конкретные, хорошо изученные гены, отвечающие за передачу электрического импульса по нервным клеткам. При мутациях в этих генах возникают нарушения в работе тормозящей и возбуждающей системы нашего мозга2.

Кроме генетических причин при идиопатических или криптогенных эпилепсиях большое значение имеют нарушения в развитии головного мозга ребёнка. Процесс развития центральной нервной системы очень сложен. Мозг человека начинает формироваться в эмбриональном периоде, и этот процесс продолжается долгие годы. Правильное развитие мозга зависит от совместного действия генетических факторов, состояния здоровья матери и факторов внешней среды. Взаимодействие упомянутых причин можно сравнить с оркестром, играющим сложную симфонию. Если что-то в оркестре пойдёт не так, то симфония будет звучать не так, как было задумано. Иногда развитие мозга нарушается таким образом, что нервные клетки, которые должны были оказаться в одном месте, оказываются в другом, не предназначенном для них. Это приводит к нарушению работы головного мозга и, в конечном счёте, развитию эпилепсии6.

Эпилепсия – это заболевание, меняющее слаженную работу человеческого мозга. Если эпилепсию не лечить, то это может привести к необратимым изменениям в уже сформированной нервной системе. Признаки таких изменений – это постепенная трансформация характера пациента, нарушения памяти и внимания3. Патологичекие процессы, которые возникают в детском возрасте при эпилепсии, начинают воздействовать на развивающийся мозг ребенка.

Лечение эпилепсии у детей

Несколько десятилетий назад было не так много лекарств для того, чтобы лечить эпилепсию. Это приводило к тому, что приступы не прекращались, а болезнь наносила значительный вред нервной системе. В этих случаях врачи наблюдали, как у ребёнка заметно снижался интеллект, возникали такие симптомы как снижение памяти и раздражительность. Эти специфические изменения психики при эпилепсии назывались эпилептическим слабоумием3. К сожалению, они не исчезали даже при подборе адекватных способов лечения. Сейчас у врачей есть точные методы диагностики эпилепсии и надёжные способы лечения, которые помогают предотвратить эти тяжёлые последствия эпилепсии, если вовремя начать лечение и следовать рекомендациям специалиста - эпилептолога. О современных взглядах на лечение эпилепсии у детей вы можете узнать в разделе «Можно ли вылечить эпилепсию у ребёнка».

Жизнь ребёнка с эпилепсией

Независимо от вида эпилепсии, эта болезнь серьёзно меняет жизнь маленького человека и его семьи. Некоторые симптомы эпилепсии – непроизвольные движения, падения, потеря сознания – пугают детей и тех, кто их окружает. К сожалению, из-за недостаточной осведомлённости людей об эпилепсии люди негативно относятся к самой болезни и к тем, кто страдают ею. Для детей подобное отношение к ним переносится хуже, чем взрослыми. Детям сложно противостоять другим людям, и они замыкаются в себе, чувствуют себя виноватыми за свою болезнь, за то, что они не такие, как все.

Зная о наличии диагноза эпилепсии, сотрудники детских садов и школ могут не вполне адекватно относиться к такому ребёнку. Это может выражаться в том, что его будут отделять от других детей, пугать сверстников его болезнью. Если подобные проблемы возникают, то родителям стоит вмешаться в работу учреждения, чтобы прекратить эти действия. В разделе «Детский сад и школа» вы найдёте советы о том, как нужно разговаривать об этом трудном диагнозе в школе и детском саду, и какими знаниями должны обладать их сотрудники.

Другой сложностью является отношение со стороны родителей и других родственников. Это может быть избыточная забота о ребёнке. Это кажется странным: как можно заботиться о болеющем ребёнке больше, чем нужно? Однако, здесь речь идёт об ограничивающем стиле воспитания, при котором тревога родителей превращается в сплошные запреты и ограничения. Итогом становится выпадение ребёнка из обычного мира детей: такому ребёнку запрещают играть и бегать. Ребёнок лишается права на счастливое детство. По сути, он перестаёт быть ребёнком, и этим стилем воспитания лучше не пользоваться.

Избегать нужно и такого отношения, при котором родители и другие родственники не воспринимают всерьёз, что ребёнок страдает эпилепсией. В таких случаях лечение не проводится в полном объёме и не контролируется взрослыми, происходят пропуски посещений врача. Эпилепсия у детей требует особого внимания, но не паники и тотального контроля. О том, как дать ребёнку с эпилепсией прожить нормальное детство, мы рассказали в разделе «Помощь в социализации ребёнка с эпилепсией».

Ребёнок может задать вопросы родителям о том, что с ним происходит. Это может быть неожиданно для родителей и поставить их в тупик. Родители являются важными союзниками врача в деле борьбы с эпилепсией у детей. Они должны быть хорошо информированы и уметь доступным языком объяснить ребёнку, что с ним происходит. Некоторые из вопросов, которые может задать малыш, перечислены в разделе «Детские вопросы».

Причины, приводящие к развитию эпилепсии, сложны и многочисленны. Симптомы заболевания очень разнообразны: от двигательных нарушений до переживания неожиданных эмоций. Порой даже опытный врач не всегда может разобраться в этих симптомах: ему требуются дополнительные методы диагностики, консультации коллег. Анализ всех признаков эпилепсии у детей поможет подобрать оптимальное лечение для каждого маленького пациента. Лечение, которое вовремя назначено и которое соответствует разумным рекомендациям специалистов, позволяет уберечь ребёнка от нарушений развития, даёт ему шанс на благополучную жизнь во взрослом возрасте. Разумеется, это касается не только эпилепсии, но и любого заболевания в детском возрасте. Вклад в здоровье сейчас – это лучшая инвестиция в спокойное будущее.

Список использованной литературы:

  • 1. Shlomo Shinnar MD, PhD, John M. Pellock, MD «Update on the Epidemiology and Prognosis of Pediatric Epilepsy» Journal of Child Neurology 2002 Volume: 17 issue: 1_suppl, page(s): S4-S17
  • 2. Заболевания нервной системы у детей. В 2-х томах. Т 2. Под ред. Ж. Айкарди. Издательство Бином – 2013.
  • 3. Эпилепсия: клиническое руководство. Томас Р. Броун, Грегори Л. Холмс – 2006.
  • 4. Генераторные симптомы в невропатологии. Г.А. Иваничев, Н.Г. Старосельцева – Казань, 2013
  • 5. Руководство по клинической психофармакологии. Алан Ф. Шацберг, Чарлз ДеБаттиста. Издательство МЕДпресс-информ – 2017.
  • 6. Bozzi Y., Casarosa S., Caleo M. (2012). Epilepsy as a neurodevelopmental disorder. Front. Psychiatry. 3, 19
SARU.VPA.20.01.0095
вверх Наверх

НИЧТО В ДАННЫХ МАТЕРИАЛАХ НЕ ДОЛЖНО ВОСПРИНИМАТЬСЯ
КАК ЗАМЕНА КОНСУЛЬТАЦИИ ВАШЕГО ЛЕЧАЩЕГО ВРАЧА

Для специалистов
Найти эпицентр